1. Гуманитарное образование для "исследовательских специальностей". Филологи, историки и прочая шелупень. Все в соответствии с концептом "университетом Гумбольдта" - ученые учат студентов так, словно они потом тоже станут учеными.
2. Гуманитарное образование для массовых гуманитарных профессий - от библиотекарей и учителей до журналистов и пиарщиков.
3. Гуманитарное образование для негуманитариев - всяческие общеобразовательные курсы, да "культурология для физиков".
Я бы тоже разделил гуманитарное образование на три типа:
1. Гуманитарное образование, где препод - обманывает.
2. Гуманитарное образование, в котором препод - учит обманывать.
3. Гуманитарное образование, в котором препод учит тому, как не дать себя обмануть.
В принципе эти типажи гуманитарного образования (вслед на своим учителем М.Я. Рожанским) я бы мог бы назвать: пифагорейским, софистическим и сократическим.
Если, конечно, по поводу Сократа можно принять "киническую" версию. Когда за главное, чему Сократ учил, берется - "не быть обманутым". Это версия Рожанского времен, когда я был юн. Версию в общем я разделяю – хотя в общем и целом Сократ, конечно, был запарен по другим делам. Просто ЭТО в Сократе действительно - самое интересное. И полезное для человека, которому выпала нелегкая судьба - жить не в конце XIX, а в начале XXI века.
Для "надежности" третий вариант я бы обозначал как киническо-эпикурейско-стоицистский.