Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Categories:

Путешествие на край Колымы.

Если верить лекциям Андрея Аствацатурова, настоящим раскрывателем темы того, что дух всегда лжив (этика, ценности, культура - лживы и лицемерны), что единственная истина это "истина тела", а оно хочет только жить и выживать и т.п., так вот наиболее ярким раскрывателем этого всего является в западной литературе Луи-Фердинанд Селин. С романом "Путешествие на край ночи" в первую очередь. Герой романа Бардамю воюет в Первой мировой, потом работает в африканских колониях... и сам роман является яркой апологией трусости, предательства, презрения к любой этике, к любым высоким ценностям. Но не ради ницшеанских красот аморализма, а ради "истины тела", о которой сказано выше.
Тетя Вика, например, пишет: "Большая часть романа посвящена описанию человеческого скотства, материального убожества и нравственной грязи, в которой барахтаются персонажи, включая главного героя, от лица которого ведется повествование".
Да там не в описании дело. Там дело в апологии всего этого "скотства", которое в селиновском мировоззрении и есть истина человеческого существования.
Интересно, что в нашей литературе тоже есть автор, который примерно про то же самое. Хотел написать: "ровно про то же самое", но боюсь, что огребу. Смайл.
Это Варлам Шаламов.
Получается, что во французской литературе тема эта раскрывается через войну, а в нашей через... тюрьму (лагеря). Что, наверное, логично.
Сравнивала ли филология Селина и Шаламова - я не знаю. Но интересуюсь.
PS: Свежий Быков на Эхе Мск: "Я только сказал бы (мне кажется, это очень важно): попытайтесь возразить Шаламову. Ведь Шаламов (и этого почти никто не понимает) страстно жаждет, страстно ждёт, чтобы ему возразили, но он и его лирический герой почти не видят вокруг себя тех, кто мог бы им возразить. Шаламов говорит, что покров культуры на человеке очень мал, что он слетает после первых испытаний; что голод может сделать из человека всё что угодно; что человек — это вообще несовершенный проект; что физический труд — это проклятие, и он никогда не будет радостью; что надеяться на человека, на его надёжность в принципе невозможно. Мне кажется, он ждёт того человека, который бы его разубедил".
Селин уж точно не ждал, что его кто-то разубедит. Это различие, но не принципиальное. Опять же не факт, что Быков прав. И на самом деле Шаламову хотелось плюнуть человечеству в глаза правдой о нем. Без всяких ожиданий опровержения.
Ну а то, что "Колымские рассказы" были написаны для того, чтобы сообщить что-то человечеству о человеке, в отличие от "Архипелага Гулага", который был написан, чтобы запечатлеть конкретный исторический период, в отношении которого существовала опасность замалчивания – думаю, очевидно.
Tags: Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О пользе стратегических поражений.

    Дмитрий Тренин интересно рассуждает, что проблемы с США (не только у России) связаны с тем, что США не знали в своей истории ни одного…

  • Не стоит бояться человека с партбилетом!

    Вот Петр Милосердов, оппозиционный человек (в СИЗО сидел в 2019 году, сейчас отбывает два года ограничения свободы) - то ли политолог, то ли социолог…

  • Нефтяники с Монмартра.

    Из примечаний к "Бесам" Достоевского узнал, что (цит.) ""петролейщиками" (франц. Pétrole - нефть, керосин) западноевропейская и русская реакционная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments