Это только версия. Думаю, можно отбить вопрос, чего это православный Гоголь ориентировался на католический концепт "чистилища"? Списать на любовь Гоголя к Италии и все такое. Кстати, "патриотически" можно объяснить, почему гениальный первый том великий русский писатель пишет в Италии, а не в России. Он желает находиться в "аду", дабы лучше "ад" писался.
В общем, версия Гоголь Алигьери это только версия, хотя и красивая. Для нас - сибиряков - особенно красивая.
Дело в том, что в третьем томе (который вообще не был написан, второму повезло больше - перед сожжением его хотя бы написали) Гоголь собирался отправить своих героев... в Сибирь. Да-да, парочка героев второго тома - Тентетников и Улинька - ссылаются в Сибирь. ТАМ ЖЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ И ЧИЧИКОВ, который там, в Сибири, переживает морально-нравственное перерождение, становится человеком чистым и благодетельным. Про это я и прежде читал. Но вот не знал, что (если верить тете Вике) схожие метаморфозы должны были происходить еще с некоторыми всем известными мудаками из первого тома. (цит.) "Плюшкин из скаредного и мнительного маразматика первого тома должен был превратиться в благодетельного странника, помогающего неимущим и своим ходом попавшего к месту событий".
Вот так вот. Николай Васильевич Гоголь собирался разместить рай - в Сибири!!!
О том, что в городе И. должна стоять скульптурная композиция "Чудное моральное преображение Павла Ивановича Чичикова и Степана Плюшкина в райском Иркутске" - я лишний раз и не поминаю. Это и так любому иркутянину понятно.