Это склонность и способность (может, и потребность?) людей воспринимать обобщенно сформулированные качества как свои собственные в ситуации, когда им сообщают об этих качествах в обстановке любви или эксклюзивной мистичности, или псевдонаучной стерильности.
Эффект назван в честь американского жулика и шоумена Финеаса Барнума
Барнум зарабатывал себе на жизнь лилипутами, сиамскими близнецами, мальчиками с песьими головами и даже слепой парализованной негритянкой, которой, согласно документам, было сто шестьдесят с лишним лет, часть из которых она успела потрудиться нянькой Джорджа Вашингтона. Еще были гигантские слоны и порошки, с помощью которого можно было негра сделать белым (не исключено, что кое-что из этих порошков перепало Майклу Джексону).
Я не в курсе, неужели Голливуд не сделал фильма про жизнь этого замечательного перца? Пишут, что он мелькает в "Бандах Нью-Йорка" Мартина Скорцезе, но я чего-то не помню, кто он там и где. Так-то он заслуживает просто полноценного байопика.
Один из самых известных афоризмов Барнума (наряду со знаменитым "Лошара рождается ежеминутно" ("There's a sucker born every minute")) звучит так: "У нас есть что-нибудь для каждого!".
Я к тому, что любители МИКРОТАРГЕТИРОВАНИЯ в маркетинге и политических технологиях просто обязаны считать Барнума своим отцом-основателем.