Я не знаток истории искусств. Может, так оно и было. Знаю только, что относительно Анри Матисса это абсолютная правда. Русские предприниматели и коллекционеры текстильщик Сергей Иванович Щукин и купец-биржевик Иван Абрамович Морозов и оценили живопись Матисса, и прикупили ее изрядно, и заплатили за нее нормально - Матисс за счет этих русских денег "перестал испытывать материальные затруднения" (сообщает тетя Вика).
"Ответка" была не менее интересной. Приехавший по приглашению Щукина в Россию Матисс открыл мир русской иконописи - и миру, и самой России. В Эрмитаж Матисс не попал (был закрыт), из музея Александра III убежал, будучи в ужасе от увиденной там пошлятины, но от частной коллекции русской иконы (некого Остроухова) впал в шоковый восторг. Буквально каждой иконе от посвятил по спичу и раскрутил русскую иконопись... в России.
Уже в 1913-м году русская публика валом повалила на раскрученную французом русскую икону - на выставку древнерусского искусства.
Что это было? Почему французы не понимали собственного художника без русских? Почему русские не понимали собственной иконы без француза?
Если мы ответим на эти вопросы, мне кажется, мы поймем как она - культура - устроена "социологически".