Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Categories:

"Однажды мы спали валетом с одним знаменитым поэтом"...

Ниже соображения в связи с очередным прецедентом высказываний одних поэтов о других поэтах (ну вы понимаете, как поэты из одной поэтической группировки обычно высказываются о поэтах из других поэтических группировок).
Главное, что надо помнить: за тысячи лет своего цивилизационного существования человечество так и не выработало ни правил, ни механизмов конструктивного диалога по поводу вопросов художественного вкуса.
Две с половиной тысячи лет назад проблема таких правил и механизмов была более или менее решена в отношении проблем, которые может поставить разум. РАЗУМ, А НЕ ВКУС. Было даже заявлено принципиальное условие - доказательство истины должно происходить в рамках неких "универсалий", открытых для всех, то есть без отсылок к авторитетам. Всякоразное прислушаемся к этому, ибо он общается с богами (жрец, оракул), или к этому, ибо у него особое происхождение (старая аристократия), или вот к тому, ибо он старше всех, или к этому вот, ибо у него "репутация" - было вынесено за скобки. Аристотель вон целую логику изобрел - правила мышления, которые надо соблюдать при философском (рациональном) поиске истины.
А вот как искать истину в вопросах художественного вкуса? - про это ничего существенного так и не изобрели. Возможно, Аристотель изобрел и написал про это в той части своей "Поэтики", что сгорела в "Имени Розе". Но она сгорела. Пытались - и Кант, и Гегель, насколько я помню. Но что-то опять ничего не получилось.
Вот и получается, что любой разговор о художественных вкусах неизбежно скатывается в "принцип авторитетности" (высказывающегося), а именно с этим принципов предлагали покончить древние греки.
Даже когда-то поэту, высказывающемуся о другом поэте, ехидно говорят: "Так, а предъявите-ка сначала свои собственные стишата, посмотрим, на что вы сами способны",- остаются в рамках "принципа авторитетности". Мол, только тот, кто пишет хорошие стихи, может иметь правильное мнение о стихах. После чего неизбежно - только тот и ПРАВО ИМЕЕТ на высказывание о стихах.
Что же делать в ситуации, когда правил и механизмов обсуждения вопросов художественного вкуса не существует? Молчать или все-таки говорить? Ну тут уж каждый сам для себя решает.
Мой ответ: "О том, о чем нельзя говорить, следует говорить с улыбкой".
Tags: Заветы
Subscribe

  • Идеальная жизнь.

    NN, уроженец и житель второго по размерам города Иркутской области, любил рассказывать про то, как он "жил идеальной жизнью" в девяностые.…

  • Великий русский спор.

    "Вечным русским" я бы его не назвал. По крайней мере, в данных формулировках спор является порождением конца 1990-х - 2000-х. Хотя какие-то следы…

  • Две эпохи.

    Блестящее, быть может самое тонкое из всех описание атмосферы гражданской войны. "На вокзале нас ждали. В теплушке весело потрескивала железная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments