Теперь, с годами, я, пожалуй, предположу, что он по-своему любил свои объекты ненависти. И вообще возможно это было связано с тем, что он был "наглухо женат", а страсти в нем кипели нешуточные - вот он и разряжался в этих своих ненавистях.
Понаблюдав за всем этим с близкой дистанции, я на всю последующую жизнь приобрел что-то вроде фобии – страха перед тем, что я возненавижу кого-нибудь так, как он, и окажусь жертвой этого совершенно бесплодного по последствиям, а значит пустого чувства. Как только я ощущал, что тот или иной человек может вызвать у меня ненависть, я старался тут же "сушить" в себе любые эмоции по его поводу, дабы не сорваться в это вычерпывающее и ничего не дающее взамен чувство. Признаюсь, для верности я старался уходить от общения с теми, кого мог бы ненавидеть. Старался не видеть, не слышать - ни их, ни даже чего-либо о них. Всегда включал такую вот "профилактику". Ибо вероятной растраты себя на ненависть я боялся, как огня.
В общем, пример того приятеля из юности очень многому меня научил. Многое в себе удалось сохранить. Чего-то я себя и лишил, конечно. В плане знания или "познания". Ведь при всем своем кажущемся злоязычии и где-то даже мизантропии, я так и не узнал, что это и как это – ненависть к кому-либо, оборачивающаяся рабской зависимостью от объекта ненависти.
И слава богу. Не очень-то было и интересно. Насмотрелся. Да и насматриваюсь по сю пору время от времени.