"Благоволительницы" это, пожалуй, самый внятный художественный ответ на вопрос о том, как великая европейская культурная нация докатилась до того, чем она удивила и ужаснула все человечество во II мировую войну. Кого только этот вопрос не интересовал. Более или менее полный ответ на него, наверное, только художественным и может быть. Ибо умом-то, да и самыми скрупулезными научными исследованиями всего не объяснишь.
Простите за натянутое сравнение Литтела с Толстым. Лев Николаевич родился через 16 лет после Бородинской битвы, но сила его таланта была такова, что Отечественная война это война в "Войне и мире". И ничего никто поделать с этим не мог. Про II мировую войну написано в тысячу раз больше - причем, участниками, свидетелями. Не исключаю, что II мировая глазами немецкой стороны будет войной Литтела, родившегося через двадцать два года после ее окончания. Что поделать? Такая уж сила художественной убедительности.
Получилось у Литтела отличное добавление к "банальности зла" Ханны Арендт, проанализировавшей на примере Эйхмана "нерефлексирующее обывательство", как внутреннюю скрепу нацизма. Литтел, у которого Эйхман, кстати, тоже мелькает, сделал книгу про "небанальное зло" - более чем рефлексирующий, образованный интеллектуал-эсэсовец мучительно изыскивает связи между тем, что он с коллегами вытворяет, и великой культурой, которой он воспитан, старается как-то объяснить все для себя. Это всегда интересно, как люди для себя все вокруг происходящее и себя в этом происходящем объясняют.
Есть правда, на мой взгляд, одна проблема. Уж коли взялся давать полный ответ на вопрос, упомянутый здесь во втором абзаце, надо было максимально исключить литературщину, не умножать извращения, как сказали бы добропорядочные обыватели. То, что герой-эсэсовец - гомосексуалист, тут, может, и нет ничего лишнего. Но то, что единственная женщина, с которой он может заниматься сексом (и то анальным) это его родная сестра - это перебор. То, что это сестра-двойняжка - второй перебор. То, что он и мать свою убивает - третий перебор. Все три перебора - литературщина, снижающая доверие к адекватности ответа на вопрос, упомянутый здесь во втором абзаце. Опять же "Гибель богов" Висконти уже имела места быть. Там гомосексуальный сынок маму тогось.
Все-таки Литтел - автор XXI, а не XX века. Можно было бы быть посвободнее от фрейдизма, нарочитого и искусственного интереса к "темным сторонам человеческой натуры" и прочего "детского сада", что был так важен для предыдущего столетия.
PS: Еще одна беда. Нормальному человеку эту книгу читать не посоветуешь. 900 страниц - 900 ударов молота по нервной системе. А ознакомиться с ней было бы полезно для многих. Сделали бы какое-нибудь лайт-издание, что ли.