Легенда гласит, что он подошел к церкви и прикрепил к ее дверям текст, именуемый в истории "95 тезисов против торговли индульгенциями". Текст на богословские темы был написан не на латыни, а на немецком. Горожане, пришедшие к мессе, прочли его и... Так началась Реформация.
С почти стопроцентной уверенностью можно утверждать, что эта знакомая всем по школьным учебникам история - легенда. Исторические факты в другом. Тезисы были написаны в 1517 году, написаны на немецком языке и к концу 1517-го - началу 1518-го гг. их читала и обсуждала вся читающая и мыслящая Германия.
Почему католическая церковь и Папа Римский, если они обладают возможностью спасать души человеческие, не спасут всех сразу из простой милости и не сделают это бесплатно? - над этим вопросом задумывались все, кто прочитывал эти тезисы. Наверняка задумывались и над тем, как так могло случиться, что этот простейший вопрос не приходил им в голову раньше, без Лютера?
31 октября почитается как День Реформации. С важнейшим юбилеем всех, для кого это важно.
У меня дома хранится Библия (в ней Новый завет в переводе М.Лютера), с которой мои предки по отцу отправились в Россию в далеком XVIII веке. Эту Библию моя бабушка Амалия, убежденная лютеранка, привезла году из Поволжья в Сибирь (высылка 1941 года). Досталась мне. Состояние, конечно, не ахти. Время!
"ВРЕМЯ МОЛЧАНИЯ ПРОШЛО И ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ НАСТАЛО, как возвещено в третьей главе Екклесиаста. Я соединил несколько заметок, касающихся исправления христианства, чтобы предложить их христианскому дворянству немецкой нации, поскольку духовенство, которому это более подобает, ни на что не обращает внимания. Я вполне осознаю: после выхода в свет этого сочинения на меня посыплются упреки в том, что воспарив слишком высоко, я – презираемый, отрекшийся от мира монах – осмеливаюсь обращаться к столь высоким и могущественным по поводу очень важных и больших дел. Я должен подтвердить поговорку: если в мире затевается что-либо, то при этом должен находиться монах. Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян – к светскому сословию. Все это измышление и надувательство. Ведь все христиане поистине принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию...." (М. Лютер, 1521 год).