К концу 1928 года к т.н. "пакту Бриана-Келлога" (цит.) "присоединились 63 государства, то есть почти все существовавшие к этому времени страны". И СССР присоединился. Шесть наиболее воинственных на тот момент держав - Швейцария, Аргентина, Бразилия, Мексика, Колумбия и Саудовская Аравия - сохранили верность политическому реализму и к "объявлению войны вне закона" не присоединились.
Договор вступил в силу 24 июля 1929 года. До II мировой войны оставалось чуть больше 10 лет. В 1930 году Келлогу дали нобелевскую премию мира. У Бриана нобелевка уже была (1926 г., за т.н. "Локарнские договоры"). На вторую нобелевку комитет поскупился.
На пенсии собираюсь почитать всякие тогдашние газетные отклики на "пакт Бриана-Келлога". Интересно, в СМИ тогда царила реальная вера в то, что войн больше не будет? Каков был дискурс этой веры? И если были сомневающиеся, то что собой представлял "дискурс сомнения"? "Политического реализма" имени Ганса Моргентау ведь тогда еще не было. На каком языке говорили уверенные в утопичности содеянного?