Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Между экзистенциальным и высоким.

Экзистенциальная философия, в общем, исходит из того, что человек и не может, и не должен воспарять-вырастать на своим "малым", над Я и обретать себя в каком-нибудь подлинном "высоком" - во всякоразных идеалах, идеях, принципах, ценностях... Все это "высокое" не станет для человека "подлинным", во всем этом "подлинного" себя он не найдет.
Главные отцы экзистенциализма, впрочем, были склонны предавать этот "экзистенциалистский нигилизм". Интереснее Сартра "метался" в этом смысле Альбер Камю, пытаясь говорить о "высоком" по-экзистенциалистски и наоборот.
Из книги Андрея Сидорова "Альбер Камю: поиск антиавторитарного социализма".
(цит.) "В 1954 г., через два года после разрыва между Сартром и Камю, началась Алжирская война. Алжирской войне посвящен вышедший в 1958 г. 3-й том «Злободневных записок» Альбера Камю. Война стала его «личной трагедией». Камю видел выход в диалоге между двумя общинами: черноногими (алжирскими французами) и мусульманами. Левые интеллигенты, для которых победа Фронта Национального Освобождения Алжира означала окончательное уничтожение колониализма, видели в Камю предателя. Критики Камю забыли, что еще в 30-х г. он призывал к изменению алжирской политики Франции. «Гуманист в нем, — писала о Камю Симона де Бовуар, — уступил место черноногому». Но Камю не считал себя вправе отказаться от всего того, что связывало его с родным краем. Выступая перед студентами в Стокгольме, писатель сказал: «Я верю в справедливость, но я буду защищать свою мать прежде всякой справедливости». Впоследствии он повторил эту мысль в предисловии к 3-му тому «Злободневных записок», апеллируя уже не к сыновним, а к братским чувствам: «...Если кто-то продолжает героически настаивать на том, что пусть лучше погибнет мой брат, чем исповедуемый мною принцип, то я могу лишь на расстоянии восхищаться им. Сам я человек иного склада». Камю отказывается говорить от имени Абсолютной Истины: «Что касается меня, то мне представляется возмутительным обвинять ее (Францию), как это делают наши кающиеся судьи (juges penitents), перед другими странами ... в многовековой европейской экспансии». «Мы нуждаемся в моралистах, с меньшей радостью смиряющихся с несчастьями своей страны». После 1958-го, когда стало ясно, что примирение в Алжире невозможно, Камю не касался этой темы".
Tags: Философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Импорт очередного радикализма со стороны заходящего солнца.

    Западный сюжет вроде бы такой. Общество, воспитанное на ценностях свободы слова и прав человека, не может возложить на государство всяческие…

  • Горби.

    Горбачев запустил процесс распада СССР. Он этого не хотел, но история человечества не просто полна примеров того, как стремящиеся к одному получают…

  • Из записной книжки.

    Для логотипа скандинавских палочников. Георгий Победоносец, поражающий змея палкой для скандинавской ходьбы. "Были у него вот какие намерения. Или,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments