Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Category:

"Город Брежнев", Шамиль Идиатуллин.

Начну с субъективной оценки 1980-х. На мой взгляд, все стилистические ужасы и бытовые скудности этого десятилетия (по "беспонтовости" в сфере повседневности мало какое десятилетие в нашей истории сравнится с 1980-ми) вполне искупаются расцветом отечественной андеграундной культуры (в первую очередь - рок-андеграунда) и крайне полезным для молодежи формативным опытом пребывания в собственной саморазвивающейся культуре, отдельной от мира взрослых. Это все помогает потом сохранять во взрослой жизни приверженность ценностям свободы и самостоятельности, помогает сохранять критическую рефлексию, ну и бесспорно, на мой взгляд, способствует, извините за выражение, толерантности в межпоколенческих отношениях. Разумеется, все вышесказанное имеет отношение к тем, кто (воспользуюсь любимейшим афоризмом) "живет не тем, кто ест, а тем, что переваривает", проще говоря, способен не только переживать опыт, но и усваивать его, делать из него выводы, превращать собственный опыт в инструмент собственного существования, а не в "багаж без ручки".
Про то, что 1980-е это еще и "хороший период" перестройки я не вспоминаю не потому, что забыл, а потому что "Город Брежнев" про доперестроечные 1980-е.
Так вот. Тем, кто жил тогда, будучи в сознательном возрасте, роман бесспорно будет интересен. Думаю, что прочтут его, не отрываясь.
Но вот о чем я подумал. Хватило ли автору таланта для того, чтобы достичь такого уровня художественной выразительности, чтобы написанное было интересно тем, кто в 1980-е не жил? В общем проникнуть (возвыситься или опуститься?) на уровень, который можно попсово поименовать "экзистенциальностью", когда эпоха, история, подробности повседневности не имеют значения, так как каждый человек может распознать что-то свое, потому что это "универсальное свое". Этакая "универсальная интимность" (важный оксюморон, кстати). Универсальная интимность это ведь и есть экзистенциализм по сути.
Ну вот Эдуарду Лимонову в "Молодом негодяе" таланта хватило. Я не жил в описанные им "конце 1960-х". Но я опознавал описанные там реалии "провинциальной богемы" и ее типажей, и все переживаемое героем и героями как "свое". И те, кто младше меня не только на десять, то и на двадцать лет - кому я подсовывал этой любимейший мой у Лимонова роман - опознавали.
Что в этом смысле у Шамиля Идиатуллина? Сумневаюсь я.
Что скажут поклонники романа? Ценители романа?
Tags: Литература
Subscribe

  • О патриотическом воспитании.

    Обучающаяся и развивающаяся молодежь подготовила и сделала интереснейший доклад о "патриотическом воспитании" в современной России (список тем…

  • Другой справедливости ради.

    Делаю эту ремарку на полях несколькодневных фейсбучных срачей (в которых я не участвовал) и речи четырежды президента Российской Федерации (которую я…

  • Снимите черные очки!

    За последние десять лет я написал об этом миллион раз. На миллион первый обойдусь словами Константина Ремчукова. "К.Ремчуков― Я беседую с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments