Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Categories:

Из подготовки к сегодняшним занятиям.

Знаменитый диалог афинян и мелосцев из Истории Пелопоннесской войны Фукидида. Афиняне предупреждают мелосцев, что замочат их в капусту, если те не откажутся от своего нейтралитета и не станут их союзниками в войне против Спарты (лакедемонян).
Мелосцы, надеясь на помощь Спарты, отказываются и сообщают о своей готовности драться.
Афиняне (напомню, что дело происходит в V веке до нашей эры) в ответ для будущих учебников по теории международных отношений формулируют основные принципы "политического реализма".
(цит.)
"Мелосцы: Будьте уверены, мы хорошо знаем, как трудно бороться против вашего могущества... Однако мы все же верим, что божество нас не умалит, ибо мы благочестиво противостоим вам, поступающим неправедно...
Афиняне: Благость богов, надеемся, не оставит и нас, ибо мы не оправдываем и не делаем ничего противоречащего человеческой вере в божество или в то, что люди между собой признают справедливым. Ведь о богах мы предполагаем, о людях же из опыта знаем, что они по природной необходимости властвуют там, где имеют для этого силу. Этот закон не нами установлен, и не мы первыми его применили. Мы лишь его унаследовали и сохраним на все времена. Мы уверены также, что и вы (как и весь род людской), будь вы столь же сильны, как и мы, несомненно, стали бы так же действовать...".
Некто Евгений Аронов так пересказывает знаменитый "Мелосский диалог".
(цит.) "… Фукидид с одобрением цитирует ответ афинян на упреки представителей Мелоса в том, что они нарушают нормы справедливости, требуя от мелосцев пожертвовать своим нейтралитетом и принять сторону Афин в конфликте со Спартой. "Так уж устроен мир, что справедливость является предметом разговора лишь равных по силам, в остальном сильный требует то, что считает возможным требовать, а слабый вынужден подчиняться"".
Печальный итог сюжета тетя Вика излагает так: "В конечном итоге мелосцы отказались сдаться афинянам. Их полис, согласно ультиматуму афинян был немедленно осажден и несмотря на сопротивление жителей, взят в 415 г. до н. э. По решению афинян, все мужчины, способные держать оружие, были казнены, женщины и дети проданы в рабство, а на мелосскую землю поселены клерухи".
Ну спартанцы все равно потом афинянам навешали. Сила победила другую силу, предоставив желающим возможность толковать это как победу справедливости.
Tags: Международные дела
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Молчание ангелят.

    Есть еще одна загадка - вот действительно загадка! - связанная с кочевой ордой агрессивных комментаторов, обрушившихся на Татьяну Толстую. Я когда…

  • Импорт очередного радикализма со стороны заходящего солнца.

    Западный сюжет вроде бы такой. Общество, воспитанное на ценностях свободы слова и прав человека, не может возложить на государство всяческие…

  • Горби.

    Горбачев запустил процесс распада СССР. Он этого не хотел, но история человечества не просто полна примеров того, как стремящиеся к одному получают…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments