Пять лет назад про "Сталина-депутата" в Костроме вышла целая книга - Николая Александровича Зонтикова "И. В. Сталин — депутат Костромского городского совета" (Кострома: ДиАр, 2014).
Чуда в этом депутатстве нет. Тогда так было принято. С конца 1930-х (цит.) "...существовала особая практика, когда вождь социалистической Родины в виде особой милости разрешал избрать себя в Советы некоторых городов".
В 1953 году Сталин избирается в горсоветы Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Таллина, Вильнюса, Кишинева, Тбилиси, Краснодара, Челябинска и Костромы.
Самая скромная в списке - Кострома. Не мудрено, что именно в Костроме решились сделать из этого особый городской понт.
Цитата из книги: "Кострома – достаточно скромный областной город РСФСР – явно выбивается из этого ряда. Почему же всё-таки Сталин решил стать – причём официально, через выборы – депутатом Костромского горсовета? Ведь с Костромой он не был связан никак и никогда здесь не бывал.
Думается, что на этот вопрос можно дать только один ответ. По-видимому, с годами Сталин всё больше ощущал свою преемственность с прежними русскими государями, жившими, как и он, в Московском Кремле. Как и все люди старшего поколения, он, конечно, знал, что Кострома – колыбель Дома Романовых. Вспомним, что в 1928 году Сталин прислал приветствие в связи с открытием памятника Ленину только в Кострому, не удостоив этим открытие памятников в других городах СССР.
По-видимому, вождь первой в мире страны социализма также захотел как-то связать себя с городом на Волге. Отсюда и выдвижение его кандидатуры в Костромской горсовет. Какие последствия имело бы депутатство Сталина в горсовете Костромы, если бы он не умер 5 марта 1953 года, а прожил ещё несколько лет, сказать трудно. Скорее всего, он так бы и остался своего рода почётным депутатом. Хотя можно предполагать, что вслед за избранием в горсовет могли последовать какие-то реальные шаги, например, посещение вождём Костромы".
Какой простор для альтернативной истории! Как могла бы развиваться Кострома с депутатом Сталиным? Нью-Васюки отдыхают!
То, что Сталин там избирается в 1953 году вместе с Маленковым (как бы преемником), как я понял, является темой отдельной краеведческой конспирологии.
В помянутой книге гениальная концовка: "Конечно, история о том, как в последние дни своей жизни Сталин стал депутатом Костромского горсовета, в его биографии имеет более чем скромное значение. Однако она добавляет новый штрих в портрет этого человека, новый штрих в историю Костромы и Костромского края. Она говорит о силе жизни, о неистребимости культурной традиции. Как бы ни низвергала всё и вся революция, как бы ни бушевали варварство и нигилизм, но рано или поздно начинается отрезвление, и ГЛАВА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА С ПОКЛОНОМ ИДЕТ К КОЛЫБЕЛИ ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ".
PS: Где-то, судя по всему, решили не заморачиваться и просто придумать для себя "легенду о депутате". Например, в Кургане. Из текста о некой Анне Степановне Ивановой (Еремеевой). (цит.) "В начале 1950-х годов она на несколько лет переехала в г. Иркутск, где также стала членом городского Совета. А на её место в Курганский городской Совет депутатов трудящихся в марте 1953 года был избран другой депутат – глава Советского государства и коммунистической партии И.В. Сталин".
Почему придумать? Да потому, что никаких следов того, что Сталин был еще и депутатом горсовета Кургана я не обнаружил.
PPS: Костромская альтернативистика: "О том, что у московской власти появились на Кострому особые планы, говорило и решение построить в парке культуры и отдыха имени Ленина, в прошлом — Соборной площади Костромского Кремля — 25-этажный Дом Советов. По грандиозности архитектурного замысла и масштабам проект не слишком уступал так и не построенному в Москве Дворцу Советов. В этот новый дом в Кремле, хоть и костромском, должна была переехать вся местная власть, и городской совет тоже. Об этом в «Северной правде» сообщал главный архитектор города К. Г. Тороп. Статья вышла аккурат в день выборов 22 февраля 1953 года. Строительство предполагалось начать в 1954 году".
https://takiedela.ru/2018/03/pro-smert-stalina/
PPPS: Гребенщиковская "Кострома мон амур" обрастает новыми смыслами.