Но через пару дней попал как раз на урок пятого класса. Девчонки там были с косами и бантами. Теория была разрушена фактами, самой реальностью.
Но потом дошло. Это был эффект Мэйо (создателя школы "человеческих отношений" в менеджменте). Школьникам сказали, что на уроке будет открытый урок и комиссия, надо выглядеть по-особенному - вот родители в связи с этим напряглись и заплели косы, как напрягались еще год назад.
PS: Известная и справедливо любимая тема - исследователь самим своим исследованием меняет объект исследования, поэтому он никогда не может быть полностью уверен в том, что он исследует то, что есть на самом деле.
PPS: Про Мэйо коротко. Спецы исследовали влияние условий труда на работниц какой-то чикагской фабрики. И выяснилось уникальное - какие бы условия труда ни задавали, работницы начинали работать лучше. Грубо говоря, прибавляли света в помещении - производительность росла. Убавляли - тоже росла. Элтон Мэйо догадался - они работают лучше, потому что их исследуют, они чувствуют к себе человеческое внимание. Они из-за этого внешнего интереса к ним становятся интересны сами себе. Их труд им становится интересным из-за того, что ими интересуются какие-то респектабельные дяди.