Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Categories:

О главной книге русской литературы XX века.

Шок "Тихого Дона" (разумеется, одна из...) - в том, что гражданская война в нем приходит в описываемый мир как бы извне. Внутренних причин для войны такого запредельного уровня взаимной жестокости в самом казачьем мире нет. Кошмар рождается из случайностей, из стечения обстоятельств, наслаивается, умножается, мультиплицируется (как сказали бы умные люди), но сам по себе он приходит откуда-то извне.
И победить пришедшую войну никто не может. Одна воюющая сила может победить другую, но никто не может победить саму войну, хотя и рождена она внешним, а не внутренним.
Художественная выразительность в изображении нелепости и ужаса всего этого - то, что советскому читателю не позволяло увидеть в романе привычный посыл про "в муках рождающегося прекрасного будущего", даже советский читатель ощущал, что тут про другое - образует силу этого произведения в качестве прививки против гражданской войны.
PS: Есть другая тема (со своими носителями-поклонниками) - прививка против гражданской войны это прививка от сопротивления власти, прививка рабства. Но об этом в другой раз.
Tags: Литература
Subscribe

  • Метаморфозы массового общества.

    Откроешь Ортегу (мать его)-и-Гассета или какого-нибудь Элиаса Канетти - освежить-полистать про массу, про массовое общество и массового человека - и…

  • Реальность с музейной кошелкой.

    Турецкий нобелиат Орхан Памук написал роман "Музей невинности" и одновременно устроил музей этого собственного романа. Мода на всяческое "мульти", на…

  • Борцы с субъектностью друг друга.

    Любой наблюдающий за нашей "холодной гражданской" (более или менее внимательно) обращал внимание на то, что главная стратегия тяжущихся сторон в ней…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments