Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Category:

Товарищ Быков и его вопиющая политическая неграмотность.

Позавчера Дмитрий Львович Быков в программе "Один" наговорил про священные для всякого либерала девяностые такие вещи, что я переживаю - как бы мэтру партбилет либеральной интеллигенции вместе с годовой подпиской на телеканал "Дождь" на стол не пришлось положить. Такую "политическую неграмотность", может, и можно проявлять, но не при Путине же? После Путина - еще куда ни шло. Да и то в "прекрасной России будущего" прекрасной цензуре такие вещи лучше вымарывать.
Но я с Быковым согласен. Практически с каждым его словом. Немножко умерю его гневный пафос напоминанием о том, что в девяностые все-таки выходили гениальные альбомы "Аукцыона" и "Калинова моста", великие альбомы "Мумий Тролля" и Земфиры, плюс отличнейшие фильмы Балабанова. Для иркутян 1990-е это такой взрыв антиКСПэшной "авторской песни", который видимо не повторится в ближайшие десятки лет. Пелевина не упоминаю, ибо равнодушен и вообще люблю только его роман "Числа".
Итак, внимаем Быкову.
(цит.) "Теперь все-таки, как я и обещал, краткая лекция по 90-м годам. Литература и кинематограф 90-х годов мне представляются во многом провальными по сравнению с 70-ми, а особенно 80-ми, прежде всего потому, что литература 80-х годов достигла уровня сложности, практически беспрецедентного для советского периода... В 90-е годы все это рухнуло, и у меня было ощущение сложнейшей стоящей на доске комбинации, которую с доски просто смахнули, игнорируя все ее неочевидные, очень странные и очень разные варианты продолжения.
На 90 процентов искусство 90-х годов (простите за невольный каламбур) было деградацией, было распадом. Потому что Советский Союз, при всех его недостатках и мерзостях, был уничтожен не тем, что лучше, а тем, что хуже. Он был уничтожен энтропией, распадом, преимущественным желанием обогащаться, во многом был уничтожен партийной верхушкой, желавшей легализовать свою собственность, и абсолютно растленной в духовном отношении...
... явление 90-х годов было все-таки разрушением и распадом, а не строительством чего-то нового, как это ни ужасно. Мне хотелось бы говорить иначе, но при всем желании не могу...
Самое адекватное произведение 90-х и о 90-х – это сценарий «Бригады» работы Велединского и других. Я думаю, что это лучшее, что сделано об эпохе. И именно насмешка над эпохой, которая там есть, придает такую пикантность интонации этого сериала. Кстати говоря, то, что все играли в «Бригаду» и подражали «Бригаде», лишний раз говорит о том, до какой степени амбивалентно было это время; время, когда моральные ценности были не то чтобы утрачены, но как-то так тотально дезавуированы. И то, что это было торжество постмодерна… На самом деле, это было торжество антимодерна. Время, когда развитие становится греховным, ведь оно сулит риски. А единственное занятие, рисков не сулящее, – это мрачно рефлексировать и предрекать ужасное...
Вот эта поэтика распада, имморализма и триумфа самого низменного в 90-е была. Что в 90-х было безусловно хорошего – так это была некоторая свобода распорядиться своими возможностями. Но как тогда замечательно написала Елена Иваницкая: «Вот советскому человеку дали акции. И разрешили их куда-то вложить. Но ведь акции – это и есть наша жизнь, которую нам сегодня некуда вложить». Вот это была совершенно точная и блестящая метафора. Акции, которые некуда вложить. Ваучеры, которые некуда деть, которыми только подтереться. И собственной жизнью все в это время и подтирались. Я уже не говорю о том, что это была огромная трагедия, по сути дела, геноцид по отношению к советской интеллигенции, которой негде стало быть, которая оказалась тотально невостребованной. И не потому, что позакрывались НИИ, где беспрерывно пили чай или вязали кофточки. Не только этим занимались в НИИ. Просто все ценное, что было в советской цивилизации, погибло первым, и в 90-е годы огромному количеству людей действительно оказалось некуда жить. Но ведь понимаете, для того, чтобы разоблачить со всей полнотой этот экзистенциальный кризис, требовалась готовность дезавуировать очень многие вещи, священные для писателя 90-х годов. Например, ту же свободу слова...".
Tags: Девяностые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments