Гениальными я почитаю фильмы, которых до конца не понимаю. Тут же фильм, который мне понятен целиком и полностью. И замысел, и вымыслы, и все оттенки замысла с вымыслами.
Еще об оттенках. Фильм про то, про что все великие фильмы - от "Трех тополей на Плющихе" до "С широко закрытыми глазами" - про тонкие оттенки чувств. С попутной попыткой поставить кинопамятник советскому еврейству. И еще попутно видимо детству Тодоровского. Этими "оттенками чувств" славилось советское кино. В постсоветском это как-то не прижилось, точнее, исчезло. Тодоровский пытается это все оживить (кстати, не только в этом фильме).
Большинство зрителей увидят в героях что-то свое. Женщины вспомнят, как в 15 лет влюблялись в мужчин, которые им в отцы годились, и они не знали, что с этим делать. Мужчины вспомнят, как в 35-40 лет в них влюблялись пятнадцатилетние девчонки (я не уверен, что они в ответ именно влюблялись, скажем так - испытывали томление), и они тоже не знали, что с этим делать. В фильме все сделано, как в жизни бывает.
При этом, во всех строчках зачетной книжки - не больше четверки. Все актеры старались, играли, но до гениальности, до искры божьей, до мурашек по коже у зрителей так и не доиграли. Более того, получилось все-таки фальшивенько. И режиссер до этого всего не дорежиссировал.
Впрочем, беспристрастными мои четверки прошу не считать. Главную роль в фильме играет мой САМЫЙ НЕЛЮБИМЫЙ актер современного российского кино (в очередной раз подумал, как хорошо, что его не взяли на роль Служкина в "Географ глобус пропил", он ведь "формально" более всех подходил на эту роль).
Не уверен, что фильм следовало именовать "Одессой". Никакой Одессы, как города, в фильме нет. Снять фильм в Одессе Тодоровский не смог (специфика отношений с братоубийственным народом помешала), снимали даже не в Крыму, а в Сочи (плюс Ростов и Таганрог), а по сути в московских павильонах. И то, что фильм "Одесса" совсем без Одессы все-таки чувствуется. В общем, правильнее было бы найти другое название, раз так получилось.
PS: В первых финальных титрах - благодарности Роману Абрамовичу, Михаилу Прохорову и... Елене Батуриной. Абрамовича с Прохоровым мы ценим и любим, но вот без Лужковской ведьмы все-таки лучше было бы обойтись.