Так вот о "Плющихе". Как всякий великий фильм (или книга), он открыт для множества интерпретаций. Расскажу о той, что близка мне, постаравшись не употреблять слова "экзистенциализм" и "экзистенциальный", хотя они тут были бы совершенно уместными.
Можно бесконечно горевать о том, что отношения Ефремова и Дорониной, для которых их налаженная жизнь стала бременем, не сложились. Не получилось у обоих новой жизни. Но фишка в том, что эти отношения и эта новая жизнь были обречены. Несостоявшиеся любовники - слишком разные люди. Через три дня актуализированной любви им обоим станет плохо, очень плохо. Друг с другом. Друг от друга. И тончайшая по чувствам любовь обернется простейшим "взб...яднули и хватит".
То есть вроде бы несчастье в том, что они не сошлись. Но именно в этом и счастье.
Этих людей тянет друг к другу, ибо каждый из них "величественно-иной" в мире другого. Взаимная инаковость - мотор их взаимного притяжения. Но если они притянутся, то именно она - притянувшая их инаковость - все и разрушит. Разочарование неизбежно, слишком разные, слишком иные.
Потому и хорошо, что ничего у них не вышло. Хотя им обоим плохо от этого. Но так лучше. Они останутся друг в друге светлым воспоминанием друг о друге. Этаким лучом или полноценным солнцем помянутого "иного" и "все могло быть по-другому". Это будет вызывать страдание, наверное, долго, быть может, всю жизнь. Но это будет светлое страдание, а, случись все, страдание получилось бы мрачное. Еще и отягощенное страшным грузом - пошлостью.
В общем, это счастливая история про счастье того, что счастье не случилось. Такая вот бывает диалектика человеческих отношений.
Уверен, что каждый второй человек старше 20 лет вспомнит что-то подобное и в своей жизни. А вот в мировой культуре про ЭТО - всего ничего. Я только "Три тополя на Плющихе" и знаю.
PS: Есть множество историей про то, как нерешительность помешала счастью. Эта история про то, как нерешительность, с виду помешавшая счастью, счастью помогла.