Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Category:

Терзания-искания интеллигенции в эпоху добровольных коллективностей.

Святая Екатерина (Шульман) в выступлении "Этические нормы будущего" ярко выступает против "дискурса предательства". Мол, держитесь подальше от тех, кто говорит о каких-то сторонах своей личной жизни в терминах "предательства". Что его кто-то там как-то "предал". Это, мол, свидетельство того, что человек не в состоянии нести личную ответственность за свою жизнь. Плюс человек слишком серьезно к себе относится (с этим пунктом, кстати, соглашусь, в отличие от предыдущего). Если речь идет о предательстве в отношении общественной жизни, то, утверждает святая Катерина, говорящий это либо силовик, либо подражает силовикам. Плюс в мире новой (и почти абсолютной) прозрачности дискурс осуждения предательства используется сильными мира сего для того, чтобы заткнуть слабым рот. С этим, конечно, можно согласиться хотя бы отчасти.
Отдельные усилия Екатерина Шульман предпринимает для того, чтобы освободить фейсбучных активистов от гипотетических мук совести по поводу того, что то, чем они занимаются, уж больно похоже на советские доносы, травли и партсобрания.
(цит.) "О механизмах принуждения. Некоторая дополнительная засада для постсоветского человека в новой информационной реальности заключается в том, что целый ряд ее новых институтов он опознает как советские и пугается их, испытывает к ним отвращение. Когда что-то публично обсуждается и осуждается в режиме "принудительной публичности", мы со стороны тех, кто не принимает такие практики, чаще всего слышим слова "донос", "травля", "партсобрания"".
Далее идет разъяснение, почему тут большие разницы, почему советские травля и партсобрания это плохо, а "новые коллективности" в сетях это хорошо и где-то даже прекрасно. Во-первых, в сетях добровольная, а не принудительная коллективность (поэтому это не советские партсобрания). Во-вторых, (цит.) "Когда мы называем публичные осуждения кого-либо в сети травлей, мы должны помнить, что травля это когда из ситуации невозможно убежать - в школе, в тюрьме, в армии. Если можно забанить, закрыть окошко, перейти в другую ветку, то это не травля. Так и донос это апелляция к органу, который может наказать…". Если вы указываете своей френд-ленте на нехорошего человека (призывая: "Все, кто любит меня, напишите ему, что вы его не любите"), то это не донос (и не призыв к травле), а это... ну, это "общественная дискуссия.
Это интересный предмет для отдельной рефлексии - природа потребности племенной прогрессивной интеллигенции, с одной стороны, в том, чтобы ослабить или искоренить "дискурс предательства", с другой стороны, опровергнуть все сходства коллективного поведения в социальных сетях с классической травлей и партийной дисциплинкой.
Уж не знаю, согласился бы с Екатериной Шульман Дмитрий Львович Быков или предпочел бы утверждать, что "когда дрючат своих, то это травля, а когда чужих, то информационная открытость и общественная дискуссия". Но о самой жаркой добровольной коллективности последних дней он все-таки предпочел высказаться в терминах травли.
Дмитрий Быков: "Естественно, любой интеллектуал потенциально опасен для сегодняшней российской власти. Говорю это уже без всяких оговорок: потенциально опасен, потому что интеллектуал двигает развитие, а ничего опаснее развития для России в путинском понимании быть не может. Следовательно, нападки на Гасана Гусейнова – могу сказать это с полным знанием дела, с чтением его высказываний, со знанием контекста его работы, с давним и добрым знакомством с ним самим, – эти нападки не вызваны ничем, кроме желания потравить очередного интеллектуала. Травля интеллектуалов всегда возникает тогда, когда надо отвлечь внимание от каких-то серьезных проблем: массовое ли это подорожание, предстоящий очередной в той или иной форме отъем денег у населения, масштабное ли какое-то жульничество на международной арене или во внутреннем пространстве, – это совершенно ясно средство отвлечения. Крики «Ату его!», раздающиеся слишком синхронизировано, свидетельствуют, конечно, о том, что людям надо какое-то темное дело тихо провернуть".
Tags: Интеллигенция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Очередной пост из серии "великие мысли великого Кисы".

    Тут, правда, мысль великого Аденауэра. Генри Киссинджер: "Как-то раз я отвечал Аденауэру, сетовавшему на отсутствие сильных лидеров в Германии 50-х…

  • Обоюдные проколы.

    Есть люди из оппов, которые совершенно не верят в свою исключительность, в собственное моральное и интеллектуальное превосходство над окружающими на…

  • "Я теряю корни...".

    Метафора "корни" навеки приватизирована всякими "традиционалистами". От нее за версту несет нафталином, архаикой, дремучестью... Всегда жалел об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

Recent Posts from This Journal

  • Очередной пост из серии "великие мысли великого Кисы".

    Тут, правда, мысль великого Аденауэра. Генри Киссинджер: "Как-то раз я отвечал Аденауэру, сетовавшему на отсутствие сильных лидеров в Германии 50-х…

  • Обоюдные проколы.

    Есть люди из оппов, которые совершенно не верят в свою исключительность, в собственное моральное и интеллектуальное превосходство над окружающими на…

  • "Я теряю корни...".

    Метафора "корни" навеки приватизирована всякими "традиционалистами". От нее за версту несет нафталином, архаикой, дремучестью... Всегда жалел об…