Это вместо эпиграфа. Плюс я люблю про поколения.
Ольга Эдельман рассказывает интересное (особенно про Павла Пестеля).
(цит.) "Основной вопрос, который должен непрерывно задавать себе всякий исследователь декабризма, и ответа на который мы не знаем: декабристы на самом-то деле собирались какие-то восстания совершать или это были только разговоры? Вроде бы боевые офицеры, значит, в их устах все это не должно быть пустыми словами. Более того, состоялись же реальные восстания - на Сенатской площади и в Черниговском полку. Но! Реальные восстания декабристов не выглядят как закономерный результат деятельности тайных обществ, они выглядят как события совершенно спонтанные, зависящие от случайных, внешних обстоятельств. То есть в принципе мы вполне можем предполагать, что не случись ситуации междуцарствия, то декабристские общества на самом деле никакого восстания не предприняли бы. Мы наблюдаем личные истории многих центральных декабристов, даже Пестеля, когда многие декабристы по достижении какого-то возраста теряли интерес ко всем этим затеям. Мы прекрасно понимаем, что все эти политические радикальные проекты это, в общем-то, молодежное дело. И Пестель, которому перевалило за тридцать, сам признавался - не на следствии, а близкому другу Лореру, который написал об этом в мемуарах - что в течение 1825 года он переживал внутренний кризис, потерял интерес к тайному обществу, забросил писать "Русскую правду" и вообще его взгляды и умонастроения сильно изменились...".
Какой сильный литературный сюжет! Павел Пестель достигает возраста, в котором "имеющий сердце" становится "имеющим ум" - переходит из "революционера в молодости" в "консерватора в зрелости". Но не успевает завершить движение. Начинается заварушка, в которой, чтобы не потерять лица и самоуважения - иначе совесть замучает! - надо идти и что-то делать во имя идеалов молодости. И все заканчиваются гибелью, человек гибнет за идеалы, в которые он уже - в силу изменившегося возраста - не верит. Отличная история.
PS: Если бы я художественно представлял декабристскую историю, то у меня это было бы что-то вроде "Хроники объявленной смерти" Габриэля Гарсия Маркеса. У Маркеса история преступления, совершенного людьми, которые совершенно не хотели его совершать, специально делали все, чтобы их остановили. Но надо было убить, ибо "надо". Иначе - потеря лица, разрушение репутации, муки совести. "Дайте мне предрассудок, и я переверну мир",- пишет следователь на полях расследуемого дела. Вот и декабристская история похожая. С обеих сторон. Одни не хотят учинять мятеж, но надо, ведь уже подписались под этим. Плюс не хотят подводить товарищей - хотя те тоже не хотят, но поговорить откровенно, кто что хочет, никто не решается. Другие не хотят их расстреливать, а после казнить и ссылать, но надо, ибо положение обязывает. Грандиозная история про то, что люди всегда живут не так, как хотели бы.
PPS: Это "парадокс Абилина" называют умные люди. (цит.) "Парадокс Абилина (англ. Abilene paradox) заключается в том, что группа людей может принять решение, противоречащее возможному выбору любого из членов группы, из-за того что каждый индивидуум считает, что его цели противоречат целям группы, а потому не возражает".