Лангобард (langobard) wrote,
Лангобард
langobard

Categories:

Про фразы, вырванные из контекста.

Среди философов принято культивировать библейскую строчку "Исх. 3: 14". Это, где "Я есмь Сущий".
Философам важно подчеркнуть, что все науки заняты сущностями (сущим) и только философия занята бытием, существованием. В этом смысле она объемлет все - ведь все такое разное, сущности такие разные, но объемлет все именно бытие. То обстоятельство, что "всё такое разное" - существует.
В ископаемые времена, подчеркнут философы, бытием ведали религии. И сейчас монотеистические религии пытаются ведать им. И вворачивают "Исх. 3: 14". Когда люди интересуются "сущностью" Бога: кто ты? Они ждут ответа про сущность, ответа вроде "Я - власть", "Я - разум", "Я - справедливость". Да хотя бы "Я - тот, кто создал всё". Или "на ком держится всё". Но Бог отвечает, что он есть просто "есть". Он - бытие,а не существование.
Это все круто, конечно. И философы умеют заворожить этой темой аудиторию. Только "Исх. 3: 14" вырван из контекста. Уже в следующей фразе Господь таки сообщает кое-что о своей сущности ("чтойности"). Причем в самом понятном для "родового сознания" виде.
"И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род".
Не дотянул до философии. До онтологии. Сорвался в сущее.
Tags: Философия
Subscribe

  • Сто лет собирался это написать, ибо давно накипело.

    Пересчитать невозможно, сколько раз в качестве реакции на мои поношения девяностых, мне приходилось слышать: "Ну тебе-то на что жаловаться? У тебя-то…

  • Утешительное слово.

    Каждый раз, когда бывал вынужден делать что-то через не могу, утешал себя примерно так. Самый известный герой знаменитой опупеи Гомера очень не хотел…

  • Враги и уровни комфорта.

    С магистрантами на "публицистике" разбирали эпохальный, но в условиях изменившей реальности (ставшей военной реальностью) текст Богомолова про…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments