Перестройка в Южной Корее - 1987 год. Внесение поправок в конституцию (смайл) на референдуме в октябре 1987 года и первые по-настоящему демократические (свободные) президентские выборы в декабре того же года. Победил генерал Ро Дэ У. Первый гражданский президент будет избран в 1992 году (Ким Ён Сам).
Перестройка в Чили - 1988-1990. 5 октября 1988 года проводится относительно демократический плебисцит "о доверии" Пиночету (остается он еще на 8 лет президентом или нет?). 55 процентов голосов - против Пиночета. В 1990 году на первых после диктатуры Пиночета президентских выборах христианский демократ Патрисио Эйлвин побеждает ставленника "хунты Пиночета" (министра финансов Пиночетовского правительства в 1985-89 годах Эрнана Бучи).
Перестройка в ЮАР - 1989 год. В сентябре 1989 года президентом ЮАР избирается Фредерик де Клерк, который начинает демонтаж системы апартеида. Настоящие свободные выборы с предсказуемым результатом - переходом власти к представителям черного большинства - происходят в 1994 году.
СССР, Южная Корея, Чили, ЮАР - все такое совершенно разное, в совершенно разных частях света. Почему "перестройки" происходят так синхронно - по сути в три-четыре года (1987-1990 гг.)? Есть научный ответ на этот вопрос кроме объяснения всего "духом времени" или "третьей волной демократизации" (которая скорее фиксирует совокупность фактов, нежели объясняет их связность).
Могу ошибиться, но мне вспоминается, что советские граждане, будучи захвачены катастрофическим вихрем собственных перемен, толком не обращали внимания на эту синхронность? Уж точно никак не проблематизировали.