Ну все мы, ветераны истории человечества, прекрасно помним, как боевой комиссар Фридрих Энгельс, стряхивая перхоть с кожаной куртки и помахивая для убедительности маузером, произнес эти свои вошедшие во все "цитатники Мао", слова: "Когда не будет общественных классов, которые нужно держать в подчинении, когда не будет господства одного класса над другим и борьбы за существование..., тогда уже некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет надобность в государственной власти, исполняющей ныне эту функцию... Вмешательство государственной власти в общественные отношения станет мало-по-малу излишним и прекратится само собою. На место управления лицами становится УПРАВЛЕНИЕ ВЕЩАМИ И РУКОВОДСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ. Государство не "отменяется", оно отмирает" ("Анти-Дюринг", 1878 год).
Потом советские граждане, изучая "Анти-Дюринг" в вузах, охреневали: "Не фига себе - государство-то у нас отмирает! Просто дай бог каждому так отмирать!"
Однако, если вчитаться в слова товарища комиссара - в то, что набрано капслоком - становится совершенно очевидным, что Госплан и какие-нибудь отраслевые министерства вовсе не должны были отмереть с его точки зрения. Они наоборот должны были народиться со страшной силой. Только Энгельс ЭТО - не считал государством. По сути, он открыто объявлял, что государство будет инфраструктурой экономики, только в марксистской теории ЭТО государством не называлось.
Легендарный преподаватель иркутского истфака Павел Ефимович Шмыгун, оппонируя (в традициях альтернативного советского востоковедения) ортодоксальному марксизму, учил нас, первокурсников, что на самом деле государство на древнем Востоке видимо зародилось не от заморочек с классами (как думали "классики"), а от необходимости организовывать строительство, управление и поддержание работы очень сложных для тех древних времен систем ирригации. По сути, государство рождалось как инфраструктура экономики. В богатом воображении товарища Энгельса оно - ну так получается - должно было как бы вернуться к своей изначальной сущности.