Татьяна Становая (приглашенный эксперт "Карнеги")
"Вертикаль власти – едва ли не главный символ путинского двадцатилетия. Критики указывают на авторитаризм и чрезмерную жесткость режима, сторонники гордятся восстановлением дееспособности государства. Однако нынешний кризис показал, что эта вертикаль может поддерживать исключительно политическое, но никак не управленческое единство страны.
Вертикаль решает всего одну задачу – формирует лояльное Кремлю политическое поле, от федерального уровня до местного. Не пускает несистемную оппозицию на выборы, поддерживает партию власти, гарантирует победу прокремлевским кандидатам, обеспечивает солидарность с Кремлем в вопросах геополитики и традиционных ценностей. Все это вписывается в логику построения вертикали, то есть монополизации и гомогенизации политического пространства, но не имеет отношения к ежедневной управленческой рутине.
… Типичный путинский губернатор никогда не усомнится в легитимности «присоединения Крыма» и не призовет допустить несистемную оппозицию к выборам. Но он вполне может игнорировать министра промышленности и торговли, призывающего не перегибать палку с ограничительными мерами, или премьер-министра, запрещающего вводить ограничения на передвижение между регионами. Каждый губернатор прекрасно понимает, в каком кабинете решается его судьба, и эти кабинеты находятся не в правительстве...".