Все технологические достижения прошлого, уничтожая целыми линейками рабочие места в одном типе экономике, создавали их в другом типе экономике. Сельхозрабочий, вытесненный тракторами и комбайнами, мог идти на фабрики и заводы собирать трактора и комбайны. Пролетарий, вышибленный с завода деиндустриализацией, мог становиться кассиром в супермаркете. Все технологические достижения прошлого оставляли главную надежду - человека-то роботы заменить не смогут, поэтому в сфере услуг и в умной экономике всегда найдется, куда приткнуться, тому, кто не забухает с горя, получив уведомление об увольнении.
Но вот приходит "искусственный интеллект", который ставит на этой "главной надежде" крест - технологии, оказываются, могут заменить не только рабочие руки, но и человека как такового - его мозги, эмоции, аналитические и творческие способности. Искусственный обыгрывает Каспарова в шахматы, прекрасно справляется с биржевой аналитикой и даже сочиняет музыку. У сантехников еще шансы, а вот у кассиров в супермаркете точно нет. Как сообщает мастер цепких примеров и метафор Харари, когда без работы остались извозчики, часть из них могла сдать на права и стать таксистами, а тут значительная часть человечества окажется не в положении ненужных извозчиков, а в положении ненужных лошадей. А это действительно другая история.
В общем, мегатрендом на глобальную и необратимую безработицу пугает публику даже святая Катерина (Шульман).
Что делать? Ну мы-то, старые дзен-марксисты, за ужесточение классовой борьбы, но другой глобальный тренд - снижение насилия - помешает ее ужесточить. Поэтому самая обсуждаемая фишка - базовый доход, раздача денег просто так. Поскольку капитализм в отставку уходить не собирается, буржуинам для прибылей нужен платежеспособный спрос, придется дать добро на "капиталистический коммунизм". Безработному народу будут давать бабки, а он будет на них покупать товары и услуги, производимые роботами и искусственными интеллектуалами.
Дело хорошее. Но меня в нем интересуют аспекты, связанные не с базовыми доходом, а с некоторыми базовыми основаниями человеческой природы (отменить которые без наркоты невозможно). Речь о простейшем эгоизме и желании добиваться превосходства над ближними своими. Как известно, сила капитализма заключалась в том, что он поставил эти ужасные человеческие наклонности на службу общественному благу. Для того, чтобы ощущать свое превосходство над ближними, люди бросились затевать предпринимательские проекты и много работать-зарабатывать. А куда все это денется при "капиталистическом коммунизме"?
Можно, конечно, вернуться к самому дурацкому заблуждению коммунистов. Все это является производным от общественного устройства, стоит поменять это устройство, как все это исчезнет. Стоит отменить частную собственность, как люди сами бросятся в океан радостей коллективного труда. Ага, десять раз бросились! В общем, мы, консерваторы, не верим в то, что у человека нет отдельной от общества природы, как и не верим в то, что природа эта может быть изменена.
В общем, проблема глобальной безработицы не столько темой "голод и нищета и как с ними бороться", сколько темой "а куда денутся теневые стороны человеческой природы (желание "быть первыми, главными, исключительными и т.п."), ежели голод и нищета от глобальной безработицы будут побеждены капиталистическим коммунизмом?".
Понятно, что людей можно заставить спортом заниматься - пусть тренируются и соревнуются. Но хватит ли этого? В СССР этого явно не хватило.
Или есть надежда на то, что то, что не удалось нейтрализовать радостью коллективного труда, будет нейтрализовано радостями индивидуального халявного потребления? Надежда такая, конечно, есть. По-моему только она и есть.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →