Это, наверное, и есть то самое настоящее гражданское общество. Торжество общественной цензуры, при котором силовая государственная цензура не только недопустима, но как бы и не нужна. Кстати, если бы это общество поменьше заливалось на темы реальных индивидуальных свобод к нему и вопросов было бы меньше. Все ведь беды - включая, репутационные - не потому, что мы плохие, а потому что мы упорно провозглашаем себя хорошими (и, что особенно стремно, себя пытаемся в этом убедить). смайл.
Большую часть жизни я наблюдаю за тем, как работает эта общественная цензура в кругах т.н. "либеральной интеллигенции", чего только не видел - это довольно сильное и странное зрелище, когда люди в общем-то хорошие (уж точно не склонные к подлости и лжи), ведут себя как наивные трусы в токсичных ситуациях, по сути, оправдывают и подлость, и ложь, ибо тусовочные санкции слишком страшны, да и в целом гражданская совесть не позволяет подорвать единство рядов.
Но парочка вопросов остается.
Во-первых, отличается ли эта общественная цензура качественно и количественно (по силе давления) в ситуациях, когда прогрессивные тусовки находятся в маргинализированной оппозиции, и когда они находятся в мейнстримовом доминировании? Расслабляются ли они во втором случае? Опыт российских девяностых был слишком коротким, чтобы успеть сделать окончательные выводы насчет последнего предположения, а другие опыты мне неведомы. Да и либеральная интеллигенция тогда в девяностые (тогда она называлась демократической интеллигенцией) воевала с угрозой коммунистического реванша, с тоталитарным прошлым, то есть, толком не расслаблялась, пусть и находясь на доминирующих позициях.
Во-вторых, какова специфика чисто общественной цензуры в кругах, в которых более принято надеяться на силовые ресурсы государственной власти? Сугубо общественное давление там больше или меньше, чем у либералитета? Допускаю, что меньше, например. Ибо зачем, если на твоей стороне Левиафан? Кого-то удивит, но большого собственного опыта в этой области у меня нет. Я вырос и живу в основном среди либеральной интеллигенции, ее психологию и нравы я знаю, как свои пять пальцев. Тусовки государственников и патриотов (именно тусовки, а не отдельные личности) мне известны только по публикациям, медийным высказываниям и фейсбуку, так что можно сказать, что про их "правила" я и не знаю ничего существенного.