(цит.) "Е.Шульман― ... были преодолены, по крайней мере, временно междоусобные войны внутри самое Европы – первое. Второе: отвели угрозу от Константинополя. В-третьих, победили антипапу. Четвертое: переженили всех друг на друге, кто хотел. И этого зловредного императора Священной Римской империи, который не хотел жениться, как ему велели, а хотел жениться на какой-то другой тетеньке, заставили пойти в Каноссу и босиком там стоять и каяться. Вот такая была эта успешная, религиозно-политическая операция".
Тут, конечно, путаница имеется. Каялся император Генрих IV в Каноссе за двадцать лет до крестовых походов и Урбан II не имел к этой истории вообще никакого отношения. Унижал императора знаменитейший папа Григорий VII. Будущий Урбан II тогда еще даже кардиналом не был. И унижали императора в Каноссе вовсе не из-за того, что он не на той тетеньке жениться захотел. С тетеньками у него проблемы начались, когда после Каноссы уже больше десяти лет прошло.
Про тетенек Екатерина Шульман сообщает следующее: "... императрица Аделаида, которая подала, между прочим, иск против своего мужа Генриха IV. Знаете, в связи с чем? В связи с сексуальными домогательствами".
Тут надо бы уточнить, что императрица Аделаида это наша тётенька - Евпраксия, внучка Ярослава Мудрого и сестра Владимира Мономаха. Вышла замуж за неуравновешенного немца, вот и попала в историю. Немец, кстати, когда совсем неуравновешен стал, не столько сам до нее домогался, сколько заставлял персонал ее насиловать. Ну или привлекал к участию в оргиях. Это статья более тонкая, чем домогательства. Впрочем, история эта тёмная. Может, и оклеветали мужика. Мое дело просто отметить, что император в Каноссе и папа Урбан II с крестовым походом это разные, совсем разные истории. А то наслушается молодежь публичных политологов и начнет двойки на экзаменах получать.