После того, как крестоносцы в 1204 году (участники четвертого похода) по наущению венецианцев оказались не в Египте и не в Иерусалиме, а в Константинополе, разгромили Византийскую империю и создали Латинскую империю, они предложили устроившей все это Венеции бремя политической ответственности за новосозданную государственность. Трон Латинской империи был предложен венецианскому бункерному дожу Энрико Дандоло (никогда об этом не слышал). Тот отказался.
И якобы это был первый в истории яркий прецедент торжества капиталистической логики над логикой политической. Мол, политическое управление нам на фиг не нужно - дали понять венецианцы - нам нужен экономический контроль над вами: морские коммуникации Латинской империи и рынки на всех ее территориях. Вы там заморачивайтесь своей государственностью, нам оставьте возможность наживаться на всех ваших заморочках.
С этого решения 98-летнего Дандолы началось победное шествие по миру великой матрицы бесконечного накопления капитала.
Чтобы совсем не обижать крестоносцев венецианский бункерный дед принял от Латинской империи титул... деспота. Это не шутка. Была такая техническая должность. Дед, правда, умер через год.
Картинку, на которой капиталистический дед, похожий на Гэндальфа, благословляет крестоносцев, прикрепляю. Картинку не абы кто малевал, а сам Гюстав Доре.
