Во-первых, благодаря ему моя юность, мой формативный возраст выпали на чрезвычайно "насыщенное" всякими интересностями время. Ведь могла бы длиться унылая и даже мрачная "черненковщина", а тут... Мне пятнадцать лет и "Музыкальный ринг" с "Аквариумом" по телевизору. Мне очень нравится в моей юности то, что на какое-то количество лет тогда стало модно быть умным. Традиции советской "культурности", начитанности усилились перестроечной культурной волной или даже культурным цунами, и мне было довольно комфортно в этой атмосфере. Где-то летом-осенью 1991 года вся эта мода на быть умным стремительно оборвалась и... возобновилась только где-то в середине нулевых (и мне опять стало комфортно). Понимаю, как взбесит то, что я сейчас написал, людей сами понимаете каких убеждений, но для меня это очевидно, ибо все это подтверждается моим опытом, моими наблюдениями.
Да, Горбачев по чистой глупости устроил серьезные сложности для востребованного в молодости стиля "байронического пьянства", но это я ему простил. Кто не допил тогда, имел потом такие возможности допить и догулять, о которых и мечтать не могли советские люди.
Во-вторых, Горбачев перестал брать в армию студентов, и два года моей жизни не были потрачены непонятно на что, а в последующей жизни я был избавлен от необходимости мифотворческого наполнения этих двух лет какими-то смыслами. Тоже понимаю, что многих заденет сказанное, но я точно знаю, что большинство из тех, кто сочиняет эти смыслы, признается: добровольно они не пошли бы в ту советскую армию никогда. Ну раз так, то о чем говорить? Ничего кроме сочувствия к тем, кому пришлось в эту армию сходить, я не испытываю, но я чрезвычайно рад, что участь сия меня миновала. Так что, спасибо Горбачеву!
Но, увы, никак не могу воспитать в себе настоящей благодарности и уважения к Михаилу Сергеевичу. Я понимаю, что это неправильно. Что я должен. И я пытаюсь это сделать. Может быть, когда-нибудь у меня получится. Ибо, как знают хорошие знающие меня, я отчасти помешан на теме благодарности.
Однако пока, к его 90-летию, не получилось. И дело не в распаде СССР, о котором я, откровенно говоря, никогда особенно не жалел, а сейчас, тем более, не жалею. Всегда считал правильным, что отпустили Прибалтику и избавились от Средней Азии с Закавказьем. Жалею только, что в целом исторический развод был осуществлен криво, по-идиотски, безответственно, и обернулся трагедиями для миллионов людей. В общем, не ставлю я в вину Горбачеву распада великой державы. Мне мешает уважать Михаила Сергеевича некоторая его простоватость, пустомелистость, личностная мелкомасштабность. Вот с этим ничего поделать не могу, не позволяет мне все это испытывать к нему полноценные симпатии.
Но я работаю над собой. Когда-нибудь, я надеюсь, получится. Ибо так будет правильно, справедливо.
