Оставлю здесь одну мысль - про красные черты в политике перемен.
Да, СССР, наверное, можно было бы спасти, если бы за шесть лет случились хоть какие-то - хотя бы минимальные - экономические успехи и улучшение жизни. Но могло ли это случиться? Я не верю в эффективность социалистической экономики, поэтому не очень верю, что такое было вообще возможно.
Но речь не об этом. Политика перемен может оказаться успешной или неуспешной, но для того, чтобы она не привела к катастрофе, очень важно изначально провести красные черты, переступать которые в переменах никому будет нельзя. Эти черты может провести власть. О них могут договориться разные политические силы. Однако важно, уж простите откровенно антигуманистическое высказывание консерватору, чтобы была сила, наказывающая при выходе за эти черты. Сила, не просто декларирующая готовность наказывать за это, но и не брезгующая показательным применением силы.
При запуске перестройки такие красные черты не были названы. Никаких особых наказаний для пробующих переступать воображаемые красные черты не было, поэтому разнообразные герои своего времени экспериментировали со всем новыми и новыми "захождениями за черту". И все закончилось, как закончилось.
Что за "черты недопустимости" могли тогда быть?
Ну, допустим, три.
1. Сохранение целостности государства. Никаких помышлений о выходе.
2. Недопущение какого-либо "стихийного федерализма". То есть никакого нарушения иерархии. Союзное руководство - республики - регионы - местные советы. Никакого равенства, никакого "приоритета Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР" (из декларации о суверенитете 12 июня 1990 года).
3. Абсолютный запрет на национализм и любой розжиг межнациональных конфликтов.
И все. Ничего про преданность коммунистическим идеалам, руководящую роли КПСС или принцип однопартийности. Все остальное можно было разрешить.
Как это работало бы? Например, вот так. Товарищ, вы ратуете за честную собственность на землю? Пожалуйста, вот вам трибунка съезда. А вы, товарищ, разжигаете армяно-азербайджанский конфликт? Шагом марш на зону, причем, в один барак со своими оппонентами. Там в бараке и разберетесь.
Тогда, быть может, и обошлось бы.
Это я к тому, что когда Навальный придет из зоны в Кремль строить "прекрасную Россию будущего", надо не забыть потребовать с него четкого определения красных черт. Иначе опять кранты.
Красные черты, кстати, есть у нынешнего тиранического режима. На чем он отчасти и держится.