Мне-то не надо объяснять, что в этом может не быть никакого лукавства. Но замечу, что когда это понимает или хотя бы допускает какой-нибудь борец с тиранией, он сразу же попадает для меня в категорию очень умных людей. Конечно, пальцев одной руки, не снимая варежки, хватит, чтобы пересчитать всех понимающих это, что я видел воочию, но такие люди есть. Свидетельствую.
Недавно обсуждали с С.Я., что репрессируемые оппы могли бы рассчитывать на сочувствие и даже какое-то содействие со стороны многих своих оппонентов - среди которых полно людей, умеющих сопереживать слабым - но поскольку за последние годы все круто наоскорбляли друг друга в фейсбуке, то у оппонентов, вспоминающие совершенно несправедливо нанесенные обиды, возникает что-то вроде "сочувствую мудакам, конечно, но пальцем не пошевельну, чтобы как-то помочь".
Публичное речевое поведение нашей оппозиции (плюс некоторые поступки) является одним из важных столпов незыблемости нынешней власти, ее суперсекретный инструмент мобилизации и поддержки. Не могу утверждать ни того, что это оригинальная черта нынешней оппозиции, ни того, что это перманентная черта всех оппозиций в истории. Тут надо разбираться, копаться в прошлом и сравнивать. Мне достаточно видеть то, что сейчас.