Category:

Левиафан, ты кто? Да вот, пришел.

Каждую осень мы изучаем со второкурами франков, Хлодвига и Карла Великого, поэтому приходится вести со студентами разговоры на анархистско-либертарианские темы, в частности, откуда берется такое <неизбежное> зло как государство?
Со студенческой юности, на которую выпали остатки марксистско-ленинской трактовки данного вопроса, придерживаюсь пятерки следующих суждений.
1. Государства рождаются из режима личной власти ("вождества"), создаваемого "крутыми пацанами", располагающими силой и удачливостью.
2. Все прочие интерпретации происхождения государства - от марксистской классовой дифференциации и необходимости специального механизма обеспечения эксплуатации и более научного варианта типа хозяйственной необходимости и нужды в организации сложных ирригационных работ - либо надуманные, либо имеют вторичное значение.
3. После так называемых "феодальных раздробленностей" государства восстанавливаются тоже в первую очередь как "режимы личной власти" (абсолютизм).
4. В чем разница государств как "режимов личной власти" и авторитетного лидерства в сообществах гопников? В первом случае обладающие личной властью понимают, что править, опираясь только на силу, невозможно, нужны иные, ненасильственные способы легитимации их власти и... регулярные институты, продлевающие эти способы в будущее. Авторитетные лидеры в сообществах гопников этого не понимают, предпочитая доверять только силе. Поэтому лидер гуннов Атилла или киевский князь Игорь это гопники, а лидер франков Хлодвиг и вдова Игоря княгиня Ольга это государственные деятели.
5. Из этого ненасильственного элемента в режиме личной власти и вырастает "публичное государство" более или менее современного типа.